Смотрим

Облачный атлас

altФильм «Облачный атлас» подобен зеркальному лабиринту, в котором удивительным образом перекликаются, наслаиваясь друг на друга, шесть разных голосов: нотариуса середины XIX века, который возвращается в США из Австралии; молодого композитора гея, который вынужден торговать своим телом и душой в Европе между двумя мировыми войнами; журналистки из Калифорнии 1970-х, которая раскрывает страшный корпоративный заговор; мелкого издателя – нашего с вами современника, который умудрился сорвать очень крупный денежный банк на бандитской автобиографии «Удар кастетом» и бежит от дружков своего автора; клона-прислуги из предприятия фастфуда в Южной Корее – стране победившего киберпанка; и гавайского пастуха коз, которого мы встречаем на закате нашей цивилизации. 
 
«Облачный атлас» – это первый фильм, который был снят новым образование под названием «Звездолет Вачовски». Именно так стал называться семейный тандем после того, как Ларри Вачовски сменил пол, окончательно превратившись в Лану. После того как все крупные киностудии отказались от продюсирования картины, фильм стал самым дорогостоящим независимым проектом в истории кинематографа, его бюджет превысил 100 млн. долларов. 
 
В сюжет фильма были положены 6 историй, которые 5 лет назад представил Дэвид Митчелл в своей одноименной книге. Каждая из этих историй допускает, что она может стать точкой входа в лабиринт инкарнаций (или все-таки совпадений, точного ответа в фильме нет), хотя речь все же, скорее всего, идет именно о бессмертии души и бесконечном количестве перерождений. Режиссерским триумвиратом эту сложную постмодернистскую литературную концепцию удалось перенести на экран и сделать это настолько блистательно, что режиссеру монтажа полагается совершенно законный «Оскар» уже сейчас. Вряд ли в ближайшем будущем мы сможем увидеть кино столь впечатляющее с точки зрения формального совершенства.
«Облачный атлас», который предстает перед нами калейдоскопом, в котором одни и те же актеры каждые пару минут скачут из одного образа в другой и из одной эпохи в другую, изменяясь иногда до полной неузнаваемости (побелевшая чернокожая актриса Холли Берри, к примеру, это еще цветочки). При этом меняются и жанры повествования – правда, скорее литературные – от старосветских драм Ивлина Во до современных киберпанковых видений Уильяма Гибсона.
 
Смотреть на все, что происходит с актерами на экране тем увлекательнее, чем ближе сюжет фильма приближается к своей развязке, которой явно должно стать подобающее масштабу откровение. Именно в этот момент произойдет неминуемое разделение всех зрителей ленты на обожателей и ненавистников. Дело в том, что весь могучий замысел и потенциал картины режиссеры Тыквер и Вачовски достаточно неожиданно разрешают в духе духоподъемных полотен оскаровского лауреата Алехандро Гонсалеса Иньярриту: все взаимосвязано, все мы с вами уже где-то встречались и летим рука об руку сквозь расстояния и эпохи. 
 
Данная мысль не то чтобы не имеет никакого права на существование, но в финальной части фильма режиссеры начинают достаточно сильно на нее напирать, вызывая у одних зрителей что-то близкое к катарсису, а у других – раздражение. Какая из реакций является верной, каждый должен решать самостоятельно – ведь далеко не каждого должна смущать мысль о том, что в прошлой жизни он был Томом Хэнксом. Но с одним фактом придется неминуемо смириться всем зрителям, даже тем, кто настроен критически. Столь любовно и кропотливо выстроенный мир на деле оказывается «обычным» высокотехнологичным Диснейлендом, в котором нельзя заблудиться и сквозь который можно проследовать только одной, проложенной самими создателями тропой. Любые отступления с этой тропы чреваты мелкими, но досадными неприятностями – ведь за практически настоящей стеной постапокалиптических джунглей можно достаточно легко обнаружить уютный, но вполне заурядный вагончик гримуборной.

Поиск по сайту