Смотрим

Тарас Бульба

Тарас БульбаЖанр: историческая драма
Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Игорь Петренко, Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Магда Мельцаж, Юрий Беляев, Михаил Боярский, Александр Дедюшко, Петр Зайченко, Владимир Ильин, Любомирас Лауцявичюс
Россия, 2009, 130 мин.



Режиссер Владимир Бортко известен своей любовью к экранизации классики, за это ему отдельное спасибо. Фильм «Собачье сердце» одна из удачнейших работ мастера, жемчужина русского кинематографа и одна из лучших экранизаций Булгакова. Есть в активе режиссера сериалы «Идиот» и «Мастер и Маргарита» на них можно смотреть по-разному, но и они выполнены на достаточно приличном уровне. Может быть, задумывайся «Тарас Бульба» как сериал, все вышло бы совсем иначе.
Но перед нами художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, вышедший в год 200 летия писателя. Фильм снимался скрупулезно и с вниманием к деталям. То есть именно в тех местах, о которых писал великий писатель. И фильм получился красивым, пейзажи, отснятые съемочной бригадой, берут за душу, костюмы героев соответствую времени, все к месту и на месте, чувствуется веяние той эпохи. И представьте себе главные герои в фильме играют хорошо, Богдан Ступка в роли Тараса очень хорош, ну а панночка в роли польской актрисы Магды Мельцаж чудо как красива (субъективный мужской взгляд автора). Казалось бы, что еще, вот кадр, вот актеры в нем, и ведь играют же черти, но нет! (К слову, массовка отбывает номер, чем отчасти нивелирует игру героев главных, массовка в фильме большая и зависело от нее много). Нет в фильме хоть какой-то динамики, действие развивается, прерываясь на зачитывание кусков из оригинала, иногда используется закадровый голос С. Безрукова. А зритель в это время непроизвольно зевает. Представьте себе рабочий стол, а лучше слайд-шоу красиво меняющихся пейзажей, включите в меру пафосную музыку и время от времени двигайте по экрану мышкой или запускайте на время что-нибудь пробегающее по экрану. Я понимаю, что сильно утрирую, но именно такое ощущение возникало у меня при просмотре.
Определенно много вопросов вызывает то, как предал Родину, семью, казаков Андрей. А это очень важный эпизод всей книги. В фильме на все это отводится эпизодов 6. И в итоге принеся в осажденный город каравай, герой вдруг стремительно меняется. - Мать моя женщина, да ведь это любовь всей моей жизни, разрезает на ней платье, постельная сцена занавес. - Ну как-то неубедительно, что вот так взял и продал все, да он давно терзался мыслями о том, что для человека отечество, но право как-то неубедительно.
Еще больше вопросов вызывают батальные сцены, которым в фильме отводится довольно приличное место. Все это плохо смотрится даже на фоне «Войны и Мир» 40 летней давности, вроде есть многотысячная массовка, но где она, что снимает оператор и с какой скоростью. А ведь еще в 1994 году Мел Гибсон снял «Храброе сердце» и высоко поднял планку сцен битв. Все происходящее на экране напоминает бой людей не в воздухе, а в нафталине. Вяло, медленно и немасштабно. Мало того, посреди всего этого, действие раз 5 прерывается предсмертными речами умирающих казаков, во славу Руси! Нет, я конечно патриот, но можно было обойтись и без этого, то, что в книге смотрелось хорошо, на экране выглядит чудовищно и заставляет зрителя не просто зевать, а зевать уже нервно.
На выходе мы имеем красивые пейзажи, декорации и костюмы, хорошую игру главных актеров, но все это скрипит на зубах песком под названием – скука. Из разряда - невероятно, но факт.

Поиск по сайту