Смотрим

«Олимпиус инферно»

Пару недель назад по Первому каналу показали распиаренный кинофильм «Олимпиус инферно», так получилось, что, увидев краем глаза рекламу этого фильма, которую неистово крутил всё тот же Первый канал с начала марта, я оказался положительно заинтригован и впервые за несколько лет с нетерпением ожидал воскресного показа фильма.

 Предвкушая просмотр русского ответа знаменитому "Падению чёрного ястреба"(Black Hawk Down — историческая военная драма, основанная на реальных событиях, представляет собой кинохронику сражения в Могадишо, Сомали) я вовремя включил телевизор и приготовился холить и лелеять свои патриотические чувства, но тут внезапно оказалось, что меня жестоко обманули, слепленное на скорую руку в лучших традициях трешевых сериалов подобие фильма выдавалось за божественное откровение и позиционировалось как "смелое и правдивое кино про страшные события 08.08.08". Будучи обманут в своих лучших чувствах, я конечно же вознамерился написать гневно-разоблачительную рецензию на этот мусор от киноиндустрии. Но тут столь же внезапно, как и разочарование от фильма, меня постигла нечаянная радость. На сайте ИА "Росбалта" я увидел рецензию которая буквально вся состояла из моих мыслей после просмотра «Олимпиус инферно». Оказывается что корреспондент ИА "Росбалта" Яна Амелина сама того не ведая, буквально сняла мои слова с языка и уже переложила их на бумагу. В связи с этим я предлагаю ознакомиться с рецензией от Яны Амелиной, спасибо ей за её труд:
  "Фильм «Олимпиус инферно», показанный накануне в прайм-тайм самым крупным российским телеканалом и посвященный войне в Южной Осетии, трудно назвать как художественным, так и сугубо пропагандистским произведением. Отнести ленту к киноискусству не позволяет ее удручающая бездарность (за абсурдный сюжет отдельное спасибо сценаристу Денису Родимину), к пропаганде – отсутствие пропагандистского посыла. Средства, затраченные на съемку этой картины, лучше было бы направить в помощь обездоленным в детских домах и домах престарелых. Картина оставляет чувство тягостного недоумения: сказать-то что желали? Что войну в Осетии начали грузины? Это ни для кого не тайна (кстати, как конкретно ночные съемки передвижения грузинских бронеколонн должны подтвердить факт начала злости со стороны Тбилиси, в кинофильме не разъясняется). Что непрофессионалы с, мягко говоря, сомнительными моральными свойствами способны «сорвать банк», сразу обретя счастье в личной жизни?... Нет, не выходит.
Основная героиня, начинающая журналистка Женя, «выбивает» командировку в Южную Осетию «поснимать репортаж». О чем, для чего – она и сама не знает, показывая пожилой начальнице (самому симпатичному, опытнейшему и любящему Кавказ персонажу «Олимпиус инферно») полное недопонимание реалий места, куда отправляется. Оно и понятно: настоящая цель данной гламурно-стервозной столичной девченки (чуток дальше – убийственный эпизод, когда Женя, собираясь ночью в горы, надевает под кожаную курточку белую, а поверх нее – коричневую маечку, поэтому что так «гламурно») – «приглядеть» за безответной школьной любовью, сейчас американцем Майклом-Мишей. Об этом попросили его предки.
Миша-Майкл едет в Южную Осетию фотографировать редкую ночную бабочку, давшую заглавие кинофильму. Скоро выясняется, что особое оборудование он и в руках не держал. Папа «бойскаута», как называет его Женя, – доктор, но новоявленный американец не пошел по отцовским стопам: он до обморока опасается крови. Ну и вообще – откровенный слабак.
Но все это пустяки – героям улыбается счастье! Расставив аппаратуру, они здесь же фиксируют не только бабочку, но и начало грузинской злости (по кинофильму – спонтанной и беспричинной, невзирая на массовый отъезд грузинского населения). «Об этом можно было лишь грезить!» — в экстазе произносит Женя, мечтая о журналистской славе. О том, что началась война, несущая смерть многим людям, она, естественно, не задумывается. Но с какой, фактически, стати наша журналистка «раскатала губу»? Аппаратура, которой сняты сенсационные кадры, – «собственность южноамериканского института», о чем не запамятывает повторять Миша-Майкл, Женя же и камерой не щелкнула, чтоб претендовать на авторство.
У нее таких вопросов не возникает – куда увлекательнее, сколько за это заплатят. Столкнувшись с американскими журналистми, вещающим с разбитых улиц какого-то осетинского населенного пункта о нападении Рф на Грузию, она не думает, стоит ли давать ему кадры, доказывающие обратное. Ну очевидно же! Не принципиально, что это неприятель, что сама она, вообще-то, — русская, и разумно (не говоря уже о том, что это было бы патриотично) передать подтверждения конкретно русским, а никак не американской стороне. Видимо, доллары глаза застят.
Женя не пропадает, выдвигая условия, основное из которых — «предварять съемку обязано интервью со мной». Она совсем зажигательно – глаза горят, волосы развеваются – настаивает на указании собственного авторства и уже переходит к денежному вопросцу, как вдруг «сотрудник» просто отбирает у нее жёсткий диск.
Осетинский ополченец возвращает ограбленным имущество, а через часок – гибнет в неравном бою, прикрывая их бегство от грузин, до которых наконец донесли весть о чудо-кадрах, которые изменят финал войны. Этот ополченец – осетин, пусть картонный, но все таки «положительный» киногерой. В целом осетины показаны хотя и сочувственно, но несимпатично. Никто из их и не задумывается выскочить из укрытия, чтоб принести в подвал фельдшерскую сумку с медикаментами и инструментами – это делает бесстрашная героиня Женя (как старательно она преодолевает ужас, прячась за руинами стенки перед тем, как бежать через насквозь простреливаемую площадь). Никто не способен оказать раненому осетинскому мальчугану элементарной мед помощи – это делает Миша-Майкл, героически поборовший ужас перед кровью, надышавшись нашатырки на всю оставшуюся жизнь.
Мама спасенного здесь же выдает грузинам несчастный диск с записью, хотя позже и просит прощения у Жени… Дело не в том, что схожей ситуации быть не могло – наверняка, неважно какая мама пожертвует хоть какими «интересами дела» ради спасения собственного малыша – а в том, что в пропагандистском кинофильме таковым сценам не место. А в художественном плане эти одномерные, нуждающиеся в неизменной опеке люди не представляют никакого интереса. К настоящим осетинам герои кинофильма не имеют никакого дела, и пусть такое представление о их остается на совести сценариста Родимина.
Интрига кинофильма слеплена «на живую» (к примеру, совсем не понятно, почему грузинская контрразведка просто не пристрелила основных героев сходу, как только они попали в её руки в самом начале кинофильма), при этом как «гражданская», так и любовная. Объяснение этому обычное: развивая обе темы, создателям ленты пришлось бы именовать вещи своими именами. Им пришлось бы открыто назвать грузинских соучастников – американцев, также признать, что Миша-Майкл и Женя – до того пустая современная молодежь, что ни о какой настоящей любви между ними и говорить не стоит.
Финал «типа трагичен»: запись никто не увидел (почему – непонятно), Женя от ранения погибла, но, глядя на все это, испытываешь не сочувствие, а недоумение. Чему же учит нас эта лента? Тому, что профессионализм – устаревшее слово. Не нужно работать, обучаться, увеличивать уровень мастерства, сенсация сама упадет в руки (основное – гламурненько одеться). Правда, толку от этого не будет: «Все равно никому ничего не докажешь». Возвращаясь к вопросу, данному сначала рецензии: сказать-то что желали?
Фактически обо всем в «Олимпиус инферно» можно сказать: не верю. Ну и как поверить, ежели картина о Южной Осетии снята в Абхазии и снимались в ней основным образом абхазы? И только центровые персонажи, к огорчению, до боли узнаваемы. «Журналисток», убежденных, что основное – это «везуха», не умеющих ни писать, ни снимать, бурно радующихся хоть какой кровавой сенсации, к которой они никак не причастны, подставляющих – когда по неопытности, когда по злому умыслу – собственных коллег, развелось довольно много. «Энтомологов», то есть мальчиков-менеджеров, не умеющих ровненьким счетом ничего, не считая того как расставлять видеоаппаратуру, – еще больше.

Что касается отмеченных почти всеми как тривиальный ляп пальм в центре Цхинвала, то они там на самом деле имеются: лет 5 назад тогдшний глава Аджарии Аслан Абашидзе презентовал республике пару 10-ов этих тропических растений. Их высадили перед комплексом правительственных построек, и несколько даже прижились. Другое дело, что выжившие, в отличие от показанных в «Олимпиусе», пока не достигли даже человеческого роста и смотрятся по-другому. Но это как раз можно счесть художественным отображением реальности."
 

 

Поиск по сайту