Читаем

Санькя (Захар Прилепин)

altЭто наверно единственный случай, когда вступление к рецензии будет больше самой рецензии, но так оно и лучше. Если после всего нижесказанного у вас не возникнет желания познакомиться с произведениями данного автора, значит и современная российская литература вам не очень то интересна. 
 
Захар Прилепин достаточно еще молодой российский писатель, представитель поколения 30-летних авторов, чьими произведениями сегодня зачитываются миллионы. Неповторимый авторский стиль автора во многом связан с его биографией, которая сама по себе уже очень интересна. Окончивший филологический факультет Нижегородского государственного университета писатель работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в двух боевых кампаниях в Чечне в 1996 и 1999 году. С 1996 года состоит в НБП, является сторонником коалиции «Другая Россия». 
 
В настоящее время сконцентрировался на писательской и журналисткой деятельности. Является редактором нижегородского отделения «Новой Газеты», секретарем Союза писателей России. Захар Прилепин лауреат многих литературных премий, в том числе «Национальный бестселлер» 2008 и «Супер-Нацбест» 2011 года. Сегодня книги автора переведены на 11 языков и успешно издаются не только в Европе, но и в Китае. Является автором романов «Патологии» (2005), Санькя (2006), Грех (роман в рассказах 2007), Черная обезьяна (2011). Последнее произведение – сборник повестей «Восьмерка», по одноименной повести Алексей Учитель собирается снять художественный фильм. Книги Захара Прилепины включены в обязательную или рекомендованную программу и экзаменационные вопросы пяти российских университетов.
 
Во многом книги автора автобиографичны и построены на каких-то своих воспоминаниях об увиденном и пережитом, прототипами многих персонажей были реальные люди, с которыми свела автора судьба. Дебютировав в российской литератур романом «Патологии», описывающем боевые действия в Чечне, автор сразу же громко заявил о себе. До него вещей такого объема о прошедшей войне не писал никто. 
 
Однако же настоящую славу писателю принес его второй роман «Санькя», впервые напечатанный в 2006 году. Этот роман привлек к себе внимание практически всех литературных критиков, удостоился премии «Ясная поляна» с формулировкой «За выдающееся произведение современной литературы», был переведен на китайский язык и получил Всекитайскую Международную Литературную премию «Лучшая иностранная книга 2006-го года». Михаил Швыдкой глава Федерального агентства по культуре и кинематографии в 2007 году выступал с предложением экранизации данного произведения. Впрочем, до кино дело так и не дошло, зато роман шагнул на театральную сцену. По произведению Прилепина был поставлен спектакль «Отморозки», который претендует на премию «Золотая маска 2012» в номинации – драма/спектакль малой формы.
 
Роман Санькя рассказывает нам историю молодого человека Саши Тишина или Саньки (как привыкла называть его бабушка). Тишин – провинциальный нацбол-активист, его революционный быт – это пикеты, митинги, стычки с представителями правоохранительных органов, «прессование» в ФСБ. Все это в свое время было пережито самим автором, поэтому и описание событий удается ему с необычной для современной литературы правдоподобностью. При этом этой двухсотпроцентной концентрированной жизни автору хватило на все главы романа. 
 
Роман смело можно было бы разделить на ряд повестей и рассказов, которые и по отдельности представляли бы литературную ценность. В целом же стоит отметить, что лучшим образом удается автору описание активных действий, хуже обстоят дела с диалогами персонажей, которые кажутся уже не столь убедительными. Отдельного внимания заслуживает описание любовных сцен. Так ярко, живо и образно перенести секс на страницы литературных произведений, не уйдя в пошлость, в российской литературе не удавалось еще никому. 
 
Талантливая и ярка книга Захара Прилепина читается достаточно быстро и легко, хотя и не может не оставлять двояких чувств. Одно дело метать в чиновников помидоры и совсем другое – взяться за автоматы, а именно это и происходит в финале романа. Да, описывать этих неспокойных молодых ребят, обладающих обостренным чувством справедливости и живущих в стране, где все хорошо только в телевизоре, необходимо. Да, иногда действительно хочется выплеснуть кастрюлю с прокисшими макаронами в лоснящуюся чиновничью физиономию. Но при этом, если все заканчивается проломленными черепами пацанов и изнасилованными девчонками, не лучше ли попридержать макароны на кухне. Захар Прилепин все это прекрасно понимает и сам и заканчивает роман своеобразным «стоянием на Угре», когда мальчишки с автоматами захватывают провинциальную администрацию, а против них выступает армия. Концовка романа открыта, но всем ясно, что хеппи-энда у этой истории уже не будет. 

Поиск по сайту