Обсуждения

Статьи и обзоры

ПФО становится на крыло

alt1 апреля 2013 года в Приволжском федеральном округе (ПФО) стартовал проект субсидирования региональных авиаперевозок, который пробудил участников рынка от долгого сна. Под данный проект аэропорт «Оренбург» запустил нового перевозчика, а авиакомпания «Татарстан» проводит закупку новых воздушных судов. Ряд участвующих в пилотной программе аэропортов уменьшили тарифы на обслуживание региональных рейсов, а казанская компания подготовила промо-тарифы на первые 2 месяца полетов. Но программу удалось пока запустить не в полном объеме: еще 4 города присоединятся к маршрутной сети лишь осенью 2013 года.

1 апреля торжественный старт был дан программе субсидированных перевозок в ПФО. В этот день первые воздушные рейсы связали Уфу, Казань, Нижний Новгород, Самару, Пермь, Оренбург, Киров и Ижевск. Полеты из Ульяновска начались 2 апреля, но пока лишь в Уфу, остальные маршруты в настоящее время еще находятся в проработке. При этом к программе пока что подключились не все крупные города округа: субсидированные авиаперевозки из Йошкар-Олы, Нижнекамска, Саранска, Чебоксар начнутся лишь осенью. Исполнители программы субсидированных авиаперевозок объясняют это экономической неэффективностью, однако реальная причина, скорее всего, кроется в том, что «Татарстан», заказавший 15 самолетов Cessna Grand Caravan у Государственной транспортно-лизинговой компании, сможет получить достаточное количество самолетов для работы на данных маршрутах только к сентябрю 2013 года.

Данная программа была утверждена премьер-министром России Дмитрием Медведевым в начале января текущего года. Программа призвана сформировать условия для повышения транспортной мобильности экономически активного населения Приволжья. Действие программы распространяется до 30 ноября текущего года. Из федерального и региональных бюджетов на субсидирование авиаперелетов направлено 600 млн. рублей, данными денежными средствами авиаперевозчикам будет компенсироваться ½ стоимости билета. Вторую половину оплачивают из своего кармана сами пассажиры. При этом купить субсидированный авиабилет могут любые граждане России. Тем самым, как полагает аппарат полпреда президента в ПФО Михаила Бабича, самолет может стать реальным конкурентом поезду, а экономия времени пассажиров в пути по сравнению с использованием наземного транспорта может составить до 1,5 млн. часов ежегодно.

Если в 2012 году в пределах ПФО существовало всего 10 авиалиний, которые обслуживались местным авиатранспортом, то по мере развития программы их количество должно достигнуть 114. Первые рейсы программы продемонстрировали наличие интереса населения к прямым перелетам между городами ПФО. Так, к примеру, из Перми на рейс до Казани было продано 13 из 19 билетов, на Киров – 7 из 9 мест, на Уфу – 9 из 18. Достаточно неплохой показатель для первых полетов. Правда в Ижевске в этом плане вышла накладка. До Самары 1 апреля летел лишь один пассажир (в 8 местном самолете). Плюс данной программы заключается в том, что перевозчик не может отменить рейс, если даже на него продан всего 1 билет. Ожидаемый эффект от реализации пилотного проекта в ПФО – 170 тысяч перевезенных пассажиров, что в 5 раз больше, чем за аналогичный период 2012 года.

alt

В настоящее время данную программу активно поддержали и аэропорты округа, которые предоставили участникам проекта значительные скидки на обслуживание. По существующим прогнозам, благодаря программе, их суммарный пассажиропоток вырастет не менее чем на 10%. Первые 3 месяца работы программы льготу по сборам в 100% будут предоставлять аэропорты Ижевска и Пензы, первые 2 месяца – Оренбург. Ульяновск и Чебоксары отменили аэропортовые сборы на весь период действия пилотного проекта. Уфа предоставила 100% скидку на апрель и 60% на все остальные месяцы. Льготы в 60% согласились предоставить аэропорт Нижнекамска, в 50% – Саранск, в 40% – Киров и Пермь. Аэропорты Нижнего Новгорода и Самары взяли на себя все расходы на рекламу, а также предоставляют льготу по оплате услуг 50% на нерегулируемые тарифы и 60% на регулируемые тарифы. Помимо этого, в части аэропортов удалось договориться об уменьшении для авиакомпаний, участников проекта, стоимости ГСМ.

С 1 апреля по будням из Ижевска было открыто прямое авиасообщение в Киров, Самару и обратно. Стыковочные рейсы из Ижевска через Самару в Саратов и Оренбург планируется начать с 1 июня 2013 года. Полеты из Ижевска в Нижний Новгород запланированы только с 1 сентября. Срок пилотной программы на этот год определен с 1 апреля по 30 ноября 2013 г. Возможно, регулярное авиасообщение свяжет столицы ПФО и Удмуртии раньше – если удастся оперативно разрешить имеющиеся пока вопросы с временными слотами вылетов. 

Если данный проект заработает на должно уровне, а бизнес-план в настоящее время рассчитан на 3 года, то для жителей Удмуртии и ПФО средний тариф на авиаперелеты составит 2 тысячи рублей в один конец. Министр транспорта и дорожного хозяйства УР отметил, что данный проект «это большой шаг вперед для наших авиакомпаний и аэропортов, всего региона». По словам министра, сегодня в ПФО проживает более 20% населения России. В 2012 году в его границах самолетами была перевезена всего 41 000 пассажиров, а в советское время данная цифра достигала практически 3 млн. человек.

alt

На первоначальном этапе для раскрутки рейсов из Ижевска будут применяться 8-9 местные самолеты – новые американские Cessna Grand Caravan-208 и используемые «Декстер» швейцарские Pilatus-12. По расчетам  авиаперевозчиков уже в следующем году в Ижевске может возникнуть потребность использования 50-местных воздушных судов на маршрутах в Нижний Новгород и Самару. За год удастся наработать определенные контакты, в том числе и деловые, востребованность авиарейсов вырастет.  Результатом действия пилотной программы может стать развитие внутреннего туризма в регионе, экспорт образовательных услуг и общее поднятие бизнес-активности в ПФО, отметил Артур Насрутдинов – коммерческий директор Авиакомпания «Татарстан» в интервью сайту «Udm-info».

В перспективе, если программа будет «раскатана», компания рассчитывает задействовать на рейсах и Ан-24. Артур Насрутдинов считает, что через год программа будет увеличена и откорректирована в сторону потребностей населения региона. Уже сейчас в  колл-центр компании поступает много предложений. К примеру, есть обращение от граждан  с просьбой о введении рейса из Ижевска в Казань.

Первые 2 месяца работы пилотный проект будет рассматриваться сквозь призму возникающих при организации рейсов трудностей. В мае 2013 года пройдет организационное совещание, по итогам которого в программу могут быть внесены коррективы, либо решены некоторые нюансы взаимоотношений между авиакомпаниями, аэропортами и органами государственной власти. Так, очень важное значение имеет вопрос согласования расписаний. Данная программа не будет на самофинансировании до тех пор, пока график движения воздушных судов не будет подстроен под потребности населения ПФО.

Поиск по сайту