Смотрим

Рассказы (современное российское кино)

altСлухи о том, что современный российский кинематограф находится при смерти, довольно сильно преувеличены. Каждый год на экраны выходит достаточно большое количество картин, которые подтверждают его высокий уровень. Однако найти эти фильмы в общем потоке часто бывает довольно затруднительно, а многие из них даже не добираются до кинотеатров. Рецензией на фильм «Рассказы» мы открываем целый цикл статей о современной российском кино последних лет, фильмах, которые нас по-хорошему удивили и являются работами очень высокого уровня. 

Начнем с фильма «Рассказы» (2012 год) не самого известного российского режиссера Михаила Сегала. Широкой публике он может быть знаком, как автор музыкальных клипов. Скорее всего, все вы видели клипы на песни российских рок-групп: Сплин «Пластмассовая жизнь», «Новые люди», «Романс», Би-2 «Мой рок-н-ролл», Ногу свело «Из Алма-Аты», Ночные снайперы «Катастрофически». Также режиссер работал с группой Каста «Вокруг шум», «Закрытый Космос», «Миллиард Лет» и т.д. Не каждый успешный клипмейкер может стать режиссером полнометражного кино. Но Михаил Сегал, как раз из таких режиссеров. Пока что в его фильмографии всего 2 фильма. Это военная драма «Franz + Polina» (2006) по сценарию Алеся Адамовича и трагикомедия «Рассказы» (2012). Оба фильма заслуживают того, чтобы быть увиденными. 
 
Художественный фильм «Рассказы» Михаила Сегала уже окрестили социальным, умным и по-хорошему злым. Фильм достаточно тепло был встречен критиками. На 23 кинофестивале «Кинотавр» он получил приз им. Г. Горина «За лучший сценарий», а также диплом Гильдии Киноведов и Кинокритиков РФ.
 
«А романа у вас нет?» – снова повторит свой вопрос издатель, прежде чем выбросить принесенный ему сборник рассказов в мусорную корзину. «Романа нет», – достаточно честно ответит начинающий молодой писатель. Хотя, в общем-то, и рассказами это также назвать довольно трудно. В расхваленном критиками на «Кинотавре» фильме Михаила Сегала зритель с некоторым удивлением обнаруживает сразу 4 анекдота разной степени удачности, которые объединены между собой единым местом действия – беспощадной и бессмысленной Россией нулевых. В отличие от угрюмых представителей «новой волны» клипмейкер Михаил Сегал, судя по всему, полагает, что главная российская беда – это потеря национальной идентичности. 
 
«О чем с тобой трахаться?» – разочарованно бросает один из главных героев альманаха, уходя от своей юной любовницы, которая в школе налегала на математику, а оттого искренне верит в то, что немцы дошли до IKEA, а Дзержинский – это российский писатель. В другой новелле – наделенная экстрасенсорными способностями библиотекарша, сотрудничая со следствием, будет разыскивать пропавшую без вести девочку. Когда замерзшее в лесу дитя поднесет зажженную спичку к томику Пушкина, женщина тотчас же вспыхнет сама, после чего прохрипит в предсмертной агонии: «Ее уже ничего не спасет».
 
В очень смешном – хотя и выбивающимся из общего концепта альманаха «Мире крепежа» – пара молодоженов планирует с инициативным тамадой предстоящую свою свадьбу. И незаметно расписывает в результате чуть ли не всю свою будущую жизнь – от венчания до похорон. В еще одной новелле – «Круговом движении» – создатели фильма внимательно проследят за путешествием взятки, которая всю новеллу будет кочевать из руки в руки, дойдя в итоге почти до президента (в исполнении Игоря Угольникова). Пожалуй, стоит отметить, что видеть на российских экранах на 100% авторский мэйнстрим более чем приятно. Хотя стоит отметить, что восприятие конкретно этого фильма, зависит еще и от созвучия мыслей автора и зрителя, если вы в школе также налегали на математику, этот кино не для вас.  
 
Обличительный пафос – вещь хорошая, но соглашаться с ним бездумно не стоит. Не стоит воспринимать картину «Рассказы» чересчур серьезно и буквально. Автор работы прибегает к некоторому гротеску, чтобы лучше показать современную российскую действительность. Так, например, неконтролируемое желание распланировать все и вся – это всего лишь паника, со временем она проходит. Невежество не сможет погубить многовековую культуру – оно лишь сделает ее еще сильнее, прививая навыки сопротивления. Красивой дурочке, с которой «не о чем трахаться», в свободное от секса время вполне можно показывать исторические  и познавательные фильмы – и приятно, и полезно. Остается только коррупция. И тут, увы, выходов действительно не проглядывается – эта сволочь сегодня, кажется, действительно прописалась вечной раковой опухолью где-то между двумя извечными российским проблемами: дураками и дорогами.
 
Точнее всего о фильме «Рассказы» высказался критик Василий Степанов, который отметил, что это современная интерпретация киножурнала «Фитиль». Сатира в них часто выглядит какой-то почти ласковой (нет ничего удивительного, что за прокат фильма взялась компания Disney); никаких особых художественных прорывов режиссер Михаил Сегал не совершает, ограничиваясь, по существу, лишь милыми шутками. Но даже в таком виде «Рассказы» кажутся практически шедевром кино на фоне таких картин как «Жара», «Елки» и прочих российских киносборников, от которых действительно возникает ощущение, что кинорассказы больше никому не нужны и вряд ли когда-то нужны будут.

Поиск по сайту