Вечеринки

  • Извините! На сегодня событий нет.

Обсуждения

Читаем

Живущий (Анна Старобинец)

altМечта о бессмертии – это одна из наиболее старых грёз «человека разумного». Данной теме было посвящено огромное количество легенд и мифов, философских теорий и религиозных откровений, кинокартин и романов. Но что будет с человечеством и с человеком, если эта мечта наконец-то осуществится? Если все ушедшие от нас станут возрождаться после Пяти Секунд Тьмы? Если процесс умирания будет превращен в неприятную, но рутинную процедуру? Что ждёт нас после этого – торжество всеобщей гармонии или ад на Земле?

 
Страх смерти – это неиссякаемый источник энергии, которая заставляет работать шестерёнки и колёсики любой цивилизации. Преодоление данного страха лежит в основе всей человеческой культуры, с самых древних времен и до наших дней. Именно конечность всего земного придаёт человеческому существованию некоторую осмысленность. Как ранее заметил известный французский писатель Эрве Базен: «Что не имеет конца, лишено ценности». Истории героев и богов, чудовищ и демонов, рас и преисподних – всё это человеческие попытки дать ответ на вопрос: что ждёт нас после того, как перестанет существовать наша физическая оболочка? 
 
В своем романе «Живущий» Анна Старобинец ставит достаточно любопытный мысленный эксперимент: она рассказывает нам о мире будущего, в котором «смерти нет» (эта фраза стала в мире Старобинец общепринятой формой приветствия, такой же как «Здравствуй!» или «Привет!») – в самом прямом смысле. После Великого Сокращения (эпидемии, войны, техногенные катастрофы и массовые убийства) число жителей Земли стабилизировалось на отметке в 3 миллиарда человек –  ни больше, ни меньше. Казалось бы не так уж много в сравнении с практически 7 миллиардами, но каждый из этих 3-х миллиардов бессмертен. Пережив гибель очередного своего физического носителя, «паузу», «Пять Секунд Тьмы», он вновь возрождается в теле младенца. Утратив свою память о предыдущих жизнях, он сохраняет свои прежние предпочтения, таланты, основные черты характера, а также склад ума… То, что с некоторой долей условности можно назвать человеческой душой. Колесо сансары вращается медленно, но неуклонно, перерождение за перерождением, поколение за поколением (здесь явно пригодилось востоковедческое образование писательницы). И все эти души складываются в единый сверхразум — Живущего, который равно заботиться о процветании и благополучии каждой из своих бессмертных составляющих. «Число Живущего неизменно, Живущий есть три миллиарда живущих, и ни один не убудет от него, и ни один не прибудет…»
 
Если вы вдруг подумали, что в результате у Анны Старобинец получилась утопия с кисельными берегами и молочными реками, то вы очень сильно заблуждаетесь. Мир, в котором, якобы, нет смерти, автора совсем не манит. По духу ее роман «Живущий» гораздо ближе к классическим антиутопиям Оруэлла, Хаксли и Замятина, чем к произведениям Николая Фёдорова, который грезил идеей «воскрешения отцов». Принудительная «пауза» в возрасте 60 лет, официальный запрет на моногамию, пожизненное заключение для тех, кому выпало появиться на свет с антисоциальными наклонностями, лицемерие стоящих у власти правителей, ограниченность и вялость неуклонно деградирующего «электората»… Тоталитарное государство в чистом виде, без каких-либо прикрас.
 
В романе Старабинец у человечества отняли его главный жизненный стимул, подсунув вместо него детскую «пустышку» – всеобъемлющую социальную сеть под названием «социо», протез памяти, муляж фантазии, заменитель секса, электронный наркотик, на который жители ее мира подсаживаются еще с младенчества и прочнее, чем на героин. Без подключения к «социо» бессмертный представитель нового мира превращается в слюнявое ничтожество, независимо от того, кем бы он ни был в повседневной жизни – гениальным учёным, главой Планетарной службы порядка или автором сотен различных изобретений. Кое-кто из немногочисленных «несогласных» считает, что именно внедрение данной социальной сети стало первым шагом человечества к появлению Живущего. Но какой толк быть несогласным в мире, который не меняется столетиями,  более того, в принципе не способен измениться? Что сможет сдвинуть с места эту застывшую махину? И автор даёт нам ответ этот вопрос: рождение Зеро, ребёнка, не входящего в сакральные 3 миллиарда, не являющегося частью Живущего (никогда не рождавшегося и не умиравшего в этом мире) – нового мессии, реформатора, Спасителя, который постарается перевернуть с ног на голову это сонное царство. Получится у него или нет и что из этого выйдет вы узнайте, прочитав роман Анны Старабинец «Живущий». 

Поиск по сайту

Кино в Глазове

  • Извините! На сегодня событий нет.