Читаем

Немцы (Алексей Терехов)

altАлексей Терехов, человек известный современному российскому читателю. Многие считают его мастером игры на публику и своеобразным мастером подкинуть на разогретую сковороду ком сырого текста, который как на дрожжах вспухает – и вот уже перед глазами читателя выпекается (вырастает) целая история. Именно так было в его книге «Каменный мост», которая рассказывал нам о расследовании странного преступления, которое было совершено в военной Москве в 1943 году. 
Именно после этой книги автора обвинили в сталинизме, сексизме и неудобоваримом стиле, что, однако, не помешало роману «Каменный мост» стать обладателем одной из премий «Большой книги». Новый роман данного автора «Немцы» чем-то похож на предыдущую работу, правда о Сталине здесь нет ни слова, да и эротика весьма сдержана, что лишь подтверждает, что эти понятия не относятся к авторской идее фикс. 
 
Главный герой нового романа – некто Эбергард, который является членом «варяжского» клана, засевшего в одной из префекутор Москвы. Эбергард руководитель пресс-службы. Он не бессмысленный пиарщик, у него нет нездорового воодушевления в глазах, это вполне серьезный человек, занимающийся продвижением Проектов и постепенно расширяющий сферы своего влияния. Он без особых проблем прославляет подвиги новых «варягов» в сконструированных им телерепортажах, он умеет «подлизнуть» даже фактурой и шрифтом бумаги. Словом, Эбегард работает над новой реальностью, в которой банальные схемы распилов и откатов превращаются в Свершения. 
 
Сбой в его программе происходит в тот момент, когда он уходит от своей жены к любовнице, которая является сотрудницей одной из муниципальных служб. С одной стороны, какое дело представителям номенклатуры, типичный отдых которой – это баня с девочками, до личной жизни одного из своих членов. Однако семью просто так, как фишка ляжет и сердце скажет, не меняют. Неспособность построить и встроиться, нелояльность, достаточно остро ощущается на всех уровнях, в том числе и на частном. К тому же ситуация усугубляется тем, что при разводе Эбергард теряет возможность встречаться со своей дочерью. Его вполне человеческие переживания накладываются на потерю смысла жизни. Так как любой феодал живет ради своих потомков, будущих наследников. Интересы которых, в свою очередь, могут быть защищены и обеспечены лишь внутри созданного феодального клана. Неприятный, но между тем в чем-то даже человечный, Эбергард похож на героя классической трагедии, в которой основу составляет конфликт между долгом и живым чувством. Вот только в романе «Немцы» долг понимается, как долг перед Системой, семьей чиновников. Вассал, который поддается чувствам, оказывается отброшен на обочину, теряет свою защиту и будет растерзан набежавшими безземельными рыцарями.
 
Достаточно любопытная история, которая может помочь нынешним протестующим понять суть своих оппонентов, которые не какие-то образные отдельные люди, но структура. Он рисует нам феодальную лестницу, не забывая за личной драмой героя, показать ее составляющие, от самого низового социального работника до могущественного мэра столицы. Каждый член данной лестницы обладает на своем уровне рядом преимуществ и через некоторый промежуток времени уже не мыслит себя вне системы. В этом смысле новый роман производит гораздо большее впечатление, чем антиутопические опричники Сорокина, так как «немецкость» чиновников Терехова – это совершеннейшая условность, своеобразный фиговый листок, который лишь еще больше подчеркивает инородность «современных феодалов» по отношению к остальной стране. 

Поиск по сайту